User blog: ОЛЕГ КОЛЯГО
В Гродненском государственном университет имени Янки Купалы в четвертый раз проходит образовательная программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по образовательной эвристике.
На этот раз обучение преподавателей организовано на английском языке. В ходе курсов «Основы эвристического обучения в учреждении высшего образования» слушатели знакомятся с методикой обучения через открытие, возможности которой впервые были продемонстрированы в ходе очно-дистанционного оргдеятельностного курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково» в апреле-мае 2017 года. Автором и ведущим курса выступил доктор педагогических наук, профессор Андрей Король.
– В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы идет поэтапное формирование системы непрерывного повышения педагогического мастерства преподавателей, – отметила начальник учебно-методического управления Марина Колоцей. – Важными элементами системы являются курсы повышения квалификации, обучающие семинары, мастер-классы, в том числе посвященные эвристическому обучению. Слушателям курсов предложена расширенная инновационная образовательная триада: эвристические подходы в образовании осваиваются в иноязычной среде с использованием смешанной технологии обучения (очные занятия и вебинары).
В первый день курсов модератор Елена Бэкман, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и социальной работы, представитель Школы человекосообразного образования рассказала о системе эвристического обучения, охарактеризовала основные этапы разработки открытых заданий, привела конкретные примеры из личной образовательной практики. Во второй части занятий была организована групповая работа слушателей. Под руководством модератора Екатерины Пчельник, преподавателя Технологического колледжа ГрГУ имени Янки Купалы слушатели разработали несколько вариантов открытых заданий для студентов гуманитарных и технических специальностей.
Завершил первый этап обучения итоговый вебинар, на котором слушатели представили результаты групповой работы и получили от модераторов рекомендации по улучшению содержания разработанных открытых заданий.
По мнению слушателей курсов, первый день занятий был наполнен многочисленными открытиями, на пути к которым пришлось пережить недоумение, растерянность, сомнения, оценить силу общения и значимость активного творческого поиска. «Практическая направленность занятий помогла не только лучше понять суть открытого задания, но и сплотить команду для выполнения домашней работы и задания для вебинара, – поделилась впечатлениями Елена Середа, старший преподаватель кафедры системного программирования и компьютерной безопасности. – До сих пор я использовала открытые задания интуитивно, на занятиях поняла важность их грамотной методической разработки».
Следующий этап курсов повышения квалификации «Основы эвристического обучения в вузе» на английском языке пройдет 4-5 апреля.
Comments
Впервые курсы будут организованы на английском языке. Первое занятие состоится 21 марта.
Проведение курсов направлено на знакомство преподавателей с образовательной эвристикой, ее содержанием, спецификой и значимостью для творческого саморазвития студентов. В тоже время, организация обучения на курсах предполагает дальнейшее расширение языковых компетенций преподавателей, создание условий для активной групповой работы в иноязычной коммуникативной среде, создание личных образовательных продуктов на английском языке.
Модераторами курсов выступят кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и социальной работы, представитель Школы человекосообразного образования Елена Бэкман и преподаватель Технологического колледжа ГрГУ имени Янки Купалы, участница очно-дистанционного оргдеятельностного курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково», лауреат XII республиканского конкурса «Компьютер. Интернет. Образование» Екатерина Пчельник.
Участники курсов, среди которых преподаватели восьми факультетов университета, узнают о сущности эвристического обучения, о том, как грамотно разработать открытое задание и спроектировать эвристическое занятие. Модераторы расскажут слушателям о том, почему современным учащимся нужна открытая образовательная среда, как использовать инновационные формы коммуникации со студентами и какие возможности открывают дистанционные технологии в образовании.
Во время курсов будет использована оргдеятельностная технология обучения, которая позволит создавать коллективные образовательные продукты – открытые задания, методические разработки занятий – во время аудиторных занятий и анализировать их сильные и слабые стороны в ходе вебинаров и дистанционных дополнительных консультаций на образовательной платформе «Университет образовательных инноваций».
Результаты работы слушателей программы повышения квалификации будут опубликованы в электронном научно-методическом журнале «Университет образовательных инноваций».
Проходить курсы будут в три этапа – 21-22 марта, 4-5 апреля и 18-19 апреля.
Следует отметить, что в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы накоплен достаточно большой опыт проведения обучающих занятий, семинаров, мастер-классов, курсов повышения квалификации, посвященных технологии эвристического обучения. Так, в апреле-мае 2017 года прошел очно-дистанционный оргдеятельностный курс «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково», автор и ведущий – доктор педагогических наук, профессор Андрей Король. В феврале-марте 2018 года представители ГрГУ приняли активное участие в межсетевой форме повышения квалификации преподавателей в области креативного образования, совместно организованной БГУ и ГрГУ имени Янки Купалы. В мае 2018 года квалификацию по программе «Основы эвристического обучения в учреждении высшего образования» повысили 25 преподавателей университета и Волковысского колледжа ГрГУ имени Янки Купалы.
Comments
В ГрГУ имени Янки Купалы слушатели курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Университет образовательных инноваций: теория, методика и практика современного образования» завершили изучение первого учебного модуля.
Чем запомнился слушателям курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава очередной день занятий? Для этого достаточно обратится к рефлексии, которой они поделились, пройдя первый из пяти запланированных этапов обучения: «получила новые инструменты, которые с удовольствием использую в своей профессиональной деятельности», «открыла для себя интересные сервисы-помощники в интернете», «совместно с учащимися разработаю квест-игру и применю ее на практике». Ключ к пониманию интереса слушателей к происходящему на занятиях отыскать несложно. Курсы отличаются деятельностным форматом проведения и, что особенно ценно, погружением в среду сотрудничества, которая объединяет всех ее участников, интегрирует их опыт, знания, учебные задачи и творческие решения.
Технологиями, которые способствуют созданию занимательного, гибкого и продуктивного образовательного пространства поделилась со слушателями курсов модератор, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики Наталья Валько. Слушатели узнавали о механике образовательных игр, создали с помощью графических интернет-ресурсов часто используемые в играх бейджи и аватары. В списке новых технологий, продемонстрированных слушателям курсов, оказалась экзотическая по звучанию «Печа-куча». Это нетрадиционная форма проведения встреч с представлением сообщений и презентаций, которые ограничены по форме и продолжительности (20 слайдов по 20 секунд каждый).
Сразу несколько преподавателей поделились с коллегами своими мыслями, идеями и готовыми игровыми решениями во время образовательной «Печа-кучи». «Не могу представить свои занятия без использования игровых методов. Обучение в игре подразумевает активное межличностное взаимодействие, умение отслеживать логику событий, преодоление уровней, выполнение пошаговых заданий и обязательно – эмоциональное напряжение, – отметила старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии Юлия Гуламова. – Но, используя игрофикацию, важно не гнаться за внешними стимулами, а развивать у студентов нечто большее – их внутреннюю мотивацию». А еще слушатели курсов узнали, как с помощью интернет-ресурса Socrative и мобильных устройств провести интерактивный опрос или экспресс-тест в ходе учебного занятия.
Курсы повышения квалификации «Университет образовательных инноваций: теория, методика и практика современного образования» продолжат свою работу 11 марта. Вниманию слушателей будет предложена тема «Видео как инструмент обучения для преподавателей и студентов: видеолекция и содействие взаимодействию в классе».
Comments
Десять преподавателей ГрГУ имени Янки Купалы осваивают образовательную программу «Университет образовательных инноваций: теория, методика и практика современного образования» на английском языке.
В рамках работы англоязычной группы курсов повышения квалификации «Университет образовательных инноваций: теория, методика и практика современного образования» слушатели овладеют знаниями в области образовательных инноваций в процессе активной поисковой деятельности на иностранном языке, научатся решать учебные задания с использованием информационно-коммуникационных технологий, выработают навыки групповой работы во время совместного решения предметно-коммуникативных задач и ситуаций.
Программа обучения будет проходить с февраля по июнь два раза в месяц. В рамках курсов преподаватели овладеют новыми инновационными технологиями преподавания, улучшат свои языковые компетенции, а также поделятся опытом использования цифровых технологий в учебном процессе.
В первый день курсов слушателям была предложена тема «Active learning and ICT-enhanced teaching: m-learning and gamification» («Активное обучение и обучение с использованием ИКТ: обучение посредством мобильных приложений и игрофикации»). В качестве модератора выступила кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики Наталья Валько, которая участвовала в тренингах по активному обучению в университете Барселоны в декабре 2018 года.
Во время первого занятия его участники познакомились и начали работать на Форуме образовательной платформы «Университет образовательных инноваций», научились создавать QR-коды и графические изображения в онлайн-редакторе Canva. В качестве закрепляющего элемента обучения была выбрана учебная игра, в ходе которой осуществлялись не только активные внутрикомандные иноязычные коммуникации, но и формировались представления слушателей о сути образовательной игрофикации. Как итог, у каждого из слушателей появилась реальная возможность развивать не только коммуникативные, но и предметные, метапредметные, межпредметные и личностные качества.
В условиях интернационализации образования вырастает роль иноязычной подготовки современного преподавателя и студента. Сегодня в университете реализуются 3 образовательные программы на первой ступени и 14 на второй ступени высшего образования на английском языке. Студенты университета имеют возможность изучать учебные дисциплины на иностранном языке. В рамках программы Erasmus+ студенты проходят обучение в течение семестра в европейских университетах, а преподаватели – читают лекции. Реализация образовательной программы курсов повышения квалификации «Университет образовательных инноваций: теория, методика и практика современного образования» позволяет совершенствовать языковые компетенции, погружаясь в новую образовательную среду – активного, творческого, открытого обучения.
Comments
Первое занятие программы повышения педагогического мастерства преподавателей «Университет образовательных инноваций: теория, методика и практика современного образования» состоялось 11 февраля.
Участниками программы стали 39 преподавателей университета, колледжей и педагоги Гродненской городской гимназии. Активной и продуктивной работы участникам курсов пожелал проректор по учебной работе Геннадий Гачко. Он отметил, что результатом деятельностного характера курсов станут методические разработки участников и новый опыт инновационной образовательной деятельности.
В рамках первого занятия состоялась знакомство с модераторами курсов, которые на протяжении полугода будут активно делиться опытом использования цифровых инновационных технологий в учебном процессе, а также презентация программы курсов и образовательной платформы, разработанной для системы непрерывного повышения профессионального мастерства преподавателей университета, апробация которой будет проходить в рамках курсов. Обучающая среда платформы ориентирована на организацию интерактивного взаимодействия между модераторами курсов и слушателями на протяжении всего периода обучения. Платформа позволяет создавать курсы, наполняя их разнообразным содержимым: это могут быть тексты, презентации, видеоматериалы, а также модули для совместной работы над образовательными проектами, форумы для проведения дискуссий, имеется возможность для отправки слушателями выполненных заданий, их оценивания и комментирования модераторами.
Одним из первых действий слушателей на новой платформе стали записи на Форуме «Целеполагание». Отвечая на вопросы о целях участия в курсах и ожидаемых результатах, они отметили, что хотели бы получить толчок для профессионального саморазвития и самосовершенствования, научиться создавать новые информационные ресурсы для работы с учащимися, освоить технологии совместного обучения, найти способы быстро и интересно обучать других.
На первом занятии слушатели курсов познакомились с темой «Активное обучение и обучение с использованием ИКТ: обучение посредством мобильных приложений и игрофикации». Активные методы обучения, по мнению модератора, кандидата физико-математических наук, доцента кафедры общей физики Натальи Валько, позволяют добиться высокого уровня активности обучающихся на занятиях, нацеливают их на самостоятельный вдумчивый поиск ответов и решений, выработку личностно-значимых компетенций в ходе индивидуальной и коллективной деятельности.
Вниманию слушателей была предложена технология создания и распознавания QR-кодов, рассмотрены варианты использования закодированной информации при проведении учебных занятий. Во второй части занятия участники курсов смогли оценить достоинства активных методов обучения в сочетании с технологией погружения в игровую учебную среду, которая потребовала от участников внимательной и сосредоточенной поисковой работы, активной межличностной коммуникации, выработки общекомандного плана действий. Слушатели курсов убедились, что использование игрофикации в образовании пробуждает движение мысли, ненавязчиво формирует творческую активность учащихся, их желание осознанно двигаться от незнания к знанию, помогает оценить значение и пользу командной работы, создает яркий эмоциональный настрой и позитивный дух соперничества.
По итогам первого дня занятий слушатели получили задание рассказать о себе на Форуме «Знакомство», самостоятельно разработать с помощью онлайн-сервиса Canva графические иллюстрации. В рамках первого модуля на Форуме «Профессиональный диалог» слушатели могут задавать вопросы модератору и коллегам по изучаемой теме, уточнять порядок выполнения домашнего задания, делиться суждениями о приобретаемом опыте инновационной деятельности, предлагать для обсуждения собственные образовательные идеи, находки и решения.
Следующее занятие, на котором слушатели продолжат знакомство с технологией активного обучения, состоится 25 февраля.
Comments
Курсы будут проходить с 11 февраля по 14 июня 2019 года два раза в месяц:
- каждые 2-й и 4-й понедельник (на русском языке) с 10.05 до 14.50;
- каждые 2-й и 4-й четверг (на английском языке) с 10.05 до 14.50.
Место проведения: ул. Ожешко, 22, ауд. 218а.
Февраль 2019
Группа
на русском языке
11.02 – Организационное собрание (2 часа).
11.02 – Активное обучение и обучение с использованием ИКТ: обучение посредством мобильных приложений и игрофикации (модератор – Валько Наталья Георгиевна, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры общей физики) (6 часов + 2 часа УСР).
25.02 – Активное обучение и обучение с использованием ИКТ: обучение посредством мобильных приложений и игрофикации (модератор – Валько Наталья Георгиевна, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры общей физики) (6 часов).
Group in English
14.02 – Organizational meeting (2 hours).
14.02 – Active learning and ICT-enhanced teaching: m-learning and gamification (moderator – Valko Natalya, PhD in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of General Physics) (6 hours + 2 hours SIW).
28.02 – Active learning and ICT-enhanced teaching: m-learning and gamification (moderator – Valko Natalya, PhD in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of General Physics) (6 hours).
Март 2019
Группа на русском языке
11.03 – Видео как инструмент обучения для преподавателей и студентов: видеолекция и содействие взаимодействию в классе (модератор – Гончар Светлана Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков) (6 часов + 2 часа УСР).
25.03 – Видео как инструмент обучения для преподавателей и студентов: видеолекция и содействие взаимодействию в классе (модератор – Гончар Светлана Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков) (6 часов).
Group in English
14.03 – Video as a Learning tool for teachers and students: Video Lecturing & promoting Interaction in the Classroom (moderator – Gonchar Svetlana, PhD in Philological Sciences, Head of the Department of Foreign languages) (6 hours + 2 hours SIW).
28.03 – Video as a Learning tool for teachers and students: Video Lecturing & promoting Interaction in the Classroom (moderator – Gonchar Svetlana, PhD in Philological Sciences, Head of the Department of Foreign languages) (6 hours).
Апрель 2019
Группа на русском языке
08.04 – Активное обучение в перевёрнутой аудитории (модератор – Шпак Дарья Сергеевна, кандидат физико-математических наук, доцент, начальник учебно-методического отдела по управлению качеством образования) (6 часов + 2 часа УСР).
22.04 – Активное обучение в перевёрнутой аудитории (модератор – Шпак Дарья Сергеевна, кандидат физико-математических наук, доцент, начальник учебно-методического отдела по управлению качеством образования) (6 часов).
Group in English
11.04 – Active Learning in the Flipped Classroom (moderator – Smotritsky Konstantin, PhD in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Fundamental and Applied Mathematics) (6 hours + 2 hours SIW).
25.04 – Active Learning in the Flipped Classroom (moderator – Smotritsky Konstantin, PhD in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Fundamental and Applied Mathematics) (6 hours).
Май 2019
Группа на русском языке
13.05 – Активное обучение с особым акцентом на технологию расширенного совместного обучения (модератор – Проневич Андрей Францевич, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры математического и информационного обеспечения экономических систем) (6 часов + 2 часа УСР).
27.05 – Активное обучение с особым акцентом на технологию расширенного совместного обучения (модератор – Проневич Андрей Францевич, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры математического и информационного обеспечения экономических систем) (6 часов).
Group in English
16.05 – Active Learning, with special focus on Technology Enhanced Collaborative Learning (moderator – Pronevich Andrei, PhD in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Mathematical and Information Support of Economic Systems) (6 hours + 2 hours SIW).
30.05 – Active Learning, with special focus on Technology Enhanced Collaborative Learning (moderator – Pronevich Andrei, PhD in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Mathematical and Information Support of Economic Systems) (6 hours).
Июнь 2019
Группа на русском языке
03.06 – Гибридное/смешанное обучение (модератор – Корлюкова Ирина Александровна, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой современных технологий довузовского образования) (6 часов + 2 часа УСР).
10.06 – Гибридное/смешанное обучение (модератор – Корлюкова Ирина Александровна, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой современных технологий довузовского образования) (6 часов).
Group in English
06.06 – Hybrid/Blended Teaching and Learning (moderator – Korlyukova Iryna, PhD in Physical and Mathematical Sciences, Head of the Department of Modern Technologies of Pre-University Education) (6 hours + 2 hours SIW).
13.06 – Hybrid/Blended Teaching and Learning (moderator – Korlyukova Iryna, PhD in Physical and Mathematical Sciences, Head of the Department of Modern Technologies of Pre-University Education) (6 hours).
Comments
Введение
Цифровая трансформация образования. Компетенции будущего. Профессиональное развитие педагогов: традиции и инновации. Типы и методы инновационного и технологически-продвинутого преподавания и обучения.
Активное обучение и обучение с использованием ИКТ: обучение посредством
мобильных приложений и игрофикации
Психолого-педагогические основы использования элементов игрофикации при обучении студентов. Элементы игрофикации как интерактивное средство обучения в образовательном процессе. Игрофикация на образовательном портале.
Инструменты игрофикации и мобильного обучения (Kahoot, Socrative for students, Socrative for teachers, Badges, Canva, Slido, Poll Everywhere, Mentimeter, Share your infographics, QR code creator, Adobe Spark Video).
Использование технологии мобильного обучения в образовательном процессе. Основные возможности использования мобильных устройств в системе высшего образования. Мобильное обучение и мобильные приложения в образовании. Разработка PechaKucha.
Видео как инструмент обучения для преподавателей и студентов: видеолекция и содействие взаимодействию в классе
Видео как инструмент вузовского образования. Интерактивные технологии в аудитории: использование видео в качестве инструмента для перевернутого обучения. Использование видео в образовательных целях: взгляд с позиции преподавателя и студента. Особенности создания и редактирования образовательного видеоконтента. Учебные видеоролики как основа дистанционного образования. Видео как инструмент работы со студентами с особыми потребностями.
Активное обучение в перевернутой аудитории
Современные интерактивные инструменты для применения методики активного обучения. Планирование учебных курсов с применением формы перевернутого обучения: ABC Learning и DEF Learning.
Активное обучение с особым акцентом на технологию расширенного совместного обучения
Активное обучение: определение, принципы и формы. Методы активного обучения. Обучение с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Оценка эффективности применения активных методов обучения.
Гибридное/смешанное обучение
Введение в смешанное обучение. Организация групповой рефлексии средствами модерации. Онлайн портфолио студента и преподавателя. Платформы для организации дистанционного обучения MOOC (Massive Open Online Course). Онлайн инструменты для поддержки обучения на основе проектов (платформа Trello).
Comments
Уважаемые коллеги!
11 февраля 2019 года состоится открытие курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава "Университет образовательных инноваций: теория, методика и практика современного образования".
Начало в 10.05 (ул. Ожешко, 22, ауд. 218а).